- Методы обучения чтению
- Метод глобального чтения
- Автор метода
- Год создания
- Возраст
- Особенности метода
- Достоинства метода
- Недостатки метода
- Метод чтения целых слов
- Автор метода
- Год создания
- Возраст
- Особенности метода
- Достоинства метода
- Недостатки метода
- Метод послогового чтения
- Автор метода
- Год создания
- Возраст
- Особенности метода
- Достоинства метода
- Недостатки метода
- Звуковой метод
- Автор метода
- Год создания
- Возраст
- Особенности метода
- Достоинства метода
- Недостатки метода
Методы обучения чтению
Метод глобального чтения
Автор метода
М.Е. Хватцев, Л.А. Головчиц, К.В. Комаров, Л.П. Носенко, Л.А. Маниченко, Б.Д. Корсунская
Год создания
В России с начала 20-х годов (Корсунская Б.Д. в 1971 году)
Возраст
Может применяться с 6 месяцев
Особенности метода
Подходит для слабослышащих и глухих детей. Очень важно соблюдать постепенность и последовательность. Задачи: научить правильно прочесть слово, воспитывать отношение к чтению как к источнику знаний и средству общения.
Чтение начинается не со звуковой работы, не с букв, не со слогов, а с прочтения целых слов, без расчленения их на буквы.
Достоинства метода
Метод считают более физиологичным, так как люди мыслят словами, а не буквами и звуками. Позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов, необходимых для образовательных целей.
Недостатки метода
Пассивность ребенка (от него не ждут реакции, не задают вопросы на закрепление усвоенного, просто показывают карточку – и все).
Ребенку надо самостоятельно догадаться о принципах чтения (не всем под силу).
Методика рассчитывалась для обучения чтению на англ. яз. (Возможности русс. яз. нереально разместить на карточках).
Метод чтения целых слов
Автор метода
В. Золотов (до 1934 года, К. Малиш, Т.С. Резниченко)
Год создания
В России с 1917 г., в Германии с 1919 г., Т.С. Резниченко с 1990-х годов.
Возраст
С дошкольного возраста
Особенности метода
Метод подходит для слабослышащих и глухих детей. Сущность метода в обучении глухих детей речи и осмысления целых слов и фраз. Материал для обучения располагается по степени трудности произношения. Принимается во внимание потребность детей в речи. Детей учат читать с губ, письму и чтению слов и фраз. Происходит запоминание большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы.
Достоинства метода
Облегчишь детям и себе обучение говорению.
Дети будут говорить естественнее, плавнее и внятнее.
Дети успешнее усвоят речь и разовьются умственно.
Усилится потребность детей в устной речи.
Большое место отводится игре. У Т.С. Резниченко на 2 и 3 этапе обучения чтению уделяется внимание слогам и буквам.
Недостатки метода
Запоминание большого коли-чества слов при-водит к «угады-ванию» при прочтении, пропускам букв и слогов при письме.
Речь детей полна дефектных звуков.
Низкая внятность.
Трудно выбрать на русском языке речевой материал, который отвечал бы воспитательно-образовательным задачам обучения и был бы легок с фонетической точки зрения. Метод дает положительные результаты только у детей с хорошими способностями к устной речи, для остальных он слишком труден.
Метод послогового чтения
Автор метода
К.Г. Житомирский, А.И. Анастасиев, Ф.П. Мироносицкий, С.Н. Поляков
Год создания
Н.А. Зайцев (чтение по складам)
В России с конца XIX в., Мироносицкий Ф.П. с 1924 г., С.Н. Поляков.
Возраст
С 3 лет.
Особенности метода
Метод подходит для детей возможно с речевыми нарушениями, сниженным интеллектом, тугоухостью, сенсорными расстройства-ми.
В системе единицы чтения – слог. Ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент.
Ставятся только те задачи, которые не превышают возможностей ребенка на данном этапе развития. Материал разбит на семь ступеней в доступной игровой форме. Начинаются с изучения букв , затем запоминаются склады (буквы плюс слоги). При этом склад воспринимается целиком как буква, затем учатся читать по складам. Этот этап важно не затягивать и переходить к чтению по слогам и слитному чтению слов. Позднее переходят к чтению словами и предложениями.
Достоинства метода
Ребенок, научившись читать, в процессе самостоятельного чтения развивается сам, удовлетворяя свою любознательность.
Материал разбит на 70 занятий, которые соответствуют 7 ступеням в освоении чтения. Занятия в игровой форме.
Недостатки метода
Важно не затягивать этап чтения по складам, так как чтение по складам – это только отправная точка при обучении чтению. На этом этапе нет еще осмысления прочитанному.
Ребенок не понимает, что такое слово, что такое предложение. Переход от чтения по складам к чтению по слогам необходимо сделать вовремя, иначе процесс обучения чтению застопорится.
Звуковой метод
Автор метода
К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин. Д.Б. Эльконин предложил современную методику.
Год создания
В России с конца 19 века.
Возраст
С 3 лет.
Особенности метода
Метод подходит для детей с обычными возможностями.
Начиная с 3 лет учим звуки и буквы, а с 4 лет начинаем читать слоги. Метод предполагает, что для свободного чтения необходимо легко и быстро распознавать написанные буквы и соотносить их со звуком. Ребенок получает понятие, что звуки бывают разные (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие). На втором этапе ребенок учится складывать звуки в слоги. На третьем – сливать слоги в слова. Чтение слов и предложений идет на четвертом этапе. Эффективность обучения чтению зависит от желания ребенка, красочных пособий, смены видов деятельности, визуализации изученного материала.
Достоинства метода
Согласуется со структурой русского языка. «Медленно, но верно» читаем правильно, согласно психическим особенностям человека.
«Легко в школе» Нет сложностей при фонематическом разборе слов, переносах, выделении гласных и согласных звуков.
«Легко маме» мало подготовительной работы, можно заниматься везде. Улучшаем произношение, развиваем фонематический слух, боремся с дефектами произношения.
Недостатки метода
Читаем по слогам долго, медленно, с ошибками.
Этап механического чтения. Читаем и не понимаем о чем. Беглость чтения появляется не ранее 5 лет.
Мы в ВКОНТАКТЕ https://vk.com/dkostrovok