- Психологическая готовность к школе – Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению
- Психологическая готовность к школе
- Составляющие психологической готовности
- Ребёнок психологически не готов к школе
- Психологически готовый к школе ребёнок
- Личностно-социальная готовность
- Интеллектуальная готовность
- Мотивационная готовность
- Эмоционально-волевая готовность
- Личностно-социальная готовность
- Интеллектуальная готовность
- Мотивационная готовность
- Эмоционально-волевая готовность к школе
Психологическая готовность к школе – Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению
Психологическая готовность к школе
Каждый ребёнок идет в 1 класс с надеждой, что в школе у него всё будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятёрки.
Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, как ребёнок психологически подготовлен к школе.
Составляющие психологической готовности
- Личностно-социальная готовность
- Интеллектуальная готовность
- Мотивационная готовность
- Эмоционально-волевая готовность
Ребёнок психологически не готов к школе
- Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается.
- Проявляет мало инициативы.
- Не может включиться в общий режим работы класса.
- Тяготеет к шаблонным действиям и решениям.
- Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Психологически готовый к школе ребёнок
Личностно-социальная готовность
- Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.
Интеллектуальная готовность
- Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.
Мотивационная готовность
- Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами).
Эмоционально-волевая готовность
- Умеет контролировать эмоции и поведение.
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно:
- в играх
- в труде
- в общении со взрослыми и сверстниками
- в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счёта, чтения)
Личностно-социальная готовность
- Умеет ли ребёнок общаться с детьми.
- Проявляет ли инициативу в общении или ждёт, когда его позовут другие ребята.
- Чувствует ли принятые в обществе нормы общения.
- Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать своё мнение.
- Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
- Самооценка ребёнка не должна быть занижена.
У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Интеллектуальная готовность
- Умение думать, анализировать, делать выводы.
- Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
- Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научиться. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребёнка самого искать ответы на свои бесконечные “почему”, выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность
- Познавательный интерес, желание узнавать что-то новое.
- Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.
Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминайте смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребёнком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Устройте малышу экскурсию по будущей школе, покажите ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование. Занятия в кружках и секциях развивают самостоятельность и упорство.
Эмоционально-волевая готовность к школе
- Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо. Не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
- Адекватная самооценка и положительный образ себя.
- Умение сосредоточиться, управлять эмоциями.
Формированию этих качеств поможет игра! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д. Также необходимо приучать ребёнка к смене деятельности. Необходимо придерживаться режима дня. Важно проявлять веру в ребёнка, искренне поощрять его, помогать и поддерживать. Потихоньку ребёнок разовьёт в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!
Школа – это естественный этап в жизни ребёнка. А помощь родителей выражается в понимании ребёнка, в умении направить его и поддержать.
Мы в ВКОНТАКТЕ https://vk.com/dkostrovok